Жанры восточной музыки: таксим, муашшах, лайали, касында, мауаль

bxcgnfdgnsДавайте поговорим о традиционных вокальных и инструментальных жанрах восточной музыки: касында, лайали, муашшах, мауаль и таксим.

КАСЫНДА: одна из вокально-инструментальных форм. Считается, что она наиболее старая и от нее берут начало все остальные формы арабской музыки.
Первоначально касады была устной поэтической формой у бедуинов. Классическая касыда была характерна однозвучной рифмовкой и довольно большим объемом.
Состояла классическая касыда из 5 частей: вступление, описание чего-либо, путешествие, восхваление, самовосхваление. При этом часто разные части не имели какие-либо жесткие связи.
Касыда не является сольным жанром и может исполняться при участи хора

ЛАЙАЛИ — вокальная сольная форма. В отличие от касыды и машшах лайали играется на импровизации. В лайали практически нет акцентов. В произведениях лайали в основном играет роль прелюдии и постлюдии.

МУАШШАХ: одна из вокално-инструментальных форм. По преданиям j_2yy3ilAmwсоздал муашшах в конце Х века Муккадам ибн Муафа — придворный поэт из Кордовы. Если провести аналогию со существующими жанрами, то можно сказать, что муашшах — это небольшая поэма.
Особенность ее заключается в том, что 2 первых бейты рифмуются и последний бейт строфы повторяет эту рифму. Считается, что она самая строгая. Исполнение ее идет хором, из которого выделяется сольная партия. К XIX в муашшах сольные и хоровые партии уже соответствовали друг другу по длительности.
Длительность его составляет обычно 4-10 строк.

яавияватыатьыьаьМАУАЛЬ: это свободное не ритмическое пение, одна из вокально-инструментальных форм.
Считается, что возник мауаль в XIX в Багдаде. Мауаль исполняется только сольно и представляет собой поэтический рассказ, исполняемый в форме речетатива. Примечательно то, что главным в мауале является именно слово, т.е. есть произведения, на всем протяжении которых музыки нет вообще. Роль музыки в мауале — это акцент, она исполняется для отенения самых «пиковых» моментов произведения.
Аккомпанируют певцу обычно ребаб, канун, уд или аккордеон. В мауаль практически нет акцентов.
Находится мауаль часто в начале произведения и соседствуем с небольшим таксимом. Темы в мауаль затрагиваются широкие: от любви до социально значимого.
ТАКСИМ — музыкальная форма, представляющая собой 1352482343_14импровизационную игру инструментов.
Это одна из самых знакомых форм для любой танцовщицы. Невозможно сейчас найти танцовщицу, которая хоть раз не танцевала под эти восхитительные переливы (и тут все поняли, что такими я люблю))). Музыкант инспровизирует и ты импровизируешь вместе с ним.
В таксиме нет регулярной пульсации, могут встречаться паузы длительностью до 4 секунд. Все развитие идет в рамках макама, поэтому примерно предсказать поведение все же возможно. Считается, что в нем есть несколько частей: вступление, развитие и повтор первой части и он может являться, как отдельным произведением, так и вступлением к мауаль или муашшах.

 

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку! Подробнее

Комментировать


*