Raks sharki — история создания

091b2f580dde5e7c9d1e269230772f92Как я уже говорила ранее, стиль ракс шарки родился на стыке таких стилей танца, как беледи, гавези и балет. Сейчас это строчки из книжек по истории или википедий, но за этими словами стоит неоднозначная и очень интересная история.

На большей части Египта традиционно исполнялся фольклорный танец Беледи. Сама жизнь в жарком климате Египта подсказывала спокойную и размерянную пластику движений – никто не куда не спешит, т.к. уже везде успел. Стоит отметить, что сам танец обычно исполнялся внутри семей на закрытой аудитории. Но если египтянкам традиционно запрещалось танцевать на показ, то кто же это делал, ведь, как известно, «свято место пусто не бывает»? Следовательно это делали те, на кого такой запрет не действовал. И основную часть публичных танцоров составляли племена гавези (египетских цыган). Практически, судьба всех женщин гавези была определена еще во младенчестве – они рождались танцовщицами, их растили как танцовщиц и большую часть жизни они проводили в танце. Их танец был абсолютно не похож на беледи. Он состоял из огромного количества трясок, ударов и неприкрытой страстности, временами балансирующей на грани.

Две культуры, живя рядом обречены на взаимное влияние и постепенное 1199839715_7проникновение друг в друга. А тут еще в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Египет начинет проникать Европейская культура, в том числе и балет. Не буду утомлять Вас долгим описанием, но результатом влияния Европы явилось образование двух параллельных течений в музыке – композиторами была написана музыка, принимаемая нами сейчас, как классическая восточная музыка, а в «низах» начало свое развитие шааби (музыка примерно аналогичная русскому шансону). Ну а в танцевальной культуре, захватив из балета па, родился раксшарки.

Но танец – это слепок культуры и быта людей его исполняющих, и как отличался быт людей в разных странах, так и ракс- шарки везде принял обличия местной культуры. Сейчас можно выделить три основных направления (но это не значит, что их только три):

• Египетский стиль

• Турецкий стиль

• Ливанский стиль

5931_(220)ЕГИПЕТСКИЙ СТИЛЬ– так исторически сложилось, что египетский стиль оказался главенствующим направлением среди всех течений ракс шарки: египетский использует большинство танцовщиц ракс шарки, на конкурсах он негласно стал, практически синонимом ракс шарки (ливанский, а особенности турецкий стиль имеет на порядок большую вероятность быть засуженным. Возможно кто-то со мной не согласится, но это мое личное мнение, основанное за наблюдением сотен конкурсов, ответов судей и перешептыванием участниц в кулуарах). Что же послужило причиной такого положения вещей? Мое мнение – причина в кинематографе. В 1897г. В Александрии появился первый дом братьев Люмьер и после этого кинематограф начал набирать в Египте бешенные обороты: количество кинотеатров стремительно росло, идея съемки собственных фильмов просто витала в воздухе, а в 1925г. Открылась уже государственная киностудия «Misr», и покатилось… Сороковые-шестидесятые годы стали «Золотым веком» кино. Ну и конечно свое место в фильмах занимал и танец. О танце, в его египетской манере исполнения, узнал весь мир, а кино-танцовщицы, такие как Самия Гаммаль, Нагва Фуад и т.д. стали звездами огромной величины.

ТУРЕЦКИЙ СТИЛЬmezdeke-1243

Если смотреть на турецкий стиль со стороны, то можно заметить, что на него в меньшей мере повлияла мусульманская религия, чем на египетский. К примеру, в нем не было запрета на танец в партере (на полу), однако долгое время существовали раздельные труппы: ченгиз – женщины танцующие для женщин и кочекс – мужчины танцующие для мужчин. После того, как Турция стала республикой в 1923г. в танец также пришла свобода. Уже не было такого строгого ограничения по полу, танцовщицы стали выходить из групп и начинали сольную карьеру. Наступал расцвет турецкого кабаре: танец все больше приобретал элементы шоу, костюм становился все более открытым. Это было уникальное явление! Но что породило его, то, по-моему мнению, его и начало губить. Турецкое кабаре стало значительно ориентироваться на туристов, уровень танцевального искусства снизился и явление расцвета турецкого кабаре стало проходить.

rox_djenid_28_sЛИВАНСКИЙ СТИЛЬ

Ливан называют ближневосточной Швецарией за уровень жизни и культуры. Около 400 лет Ливан был французской колонией и это сказалось на культуре танца: высокий уровень дохода дал прижиться использованию в танце обуви на каблуках, из-за более европейских взглядов танец стал сценичнее. Опять же таки высокий уровень жизни и отсутствие такого сильного ориентирования Ливана на туризм, как у Турции, уберегли его от ухода в предельную сексуальность. История ливанского стиля развивалась довольно ровно, а после гражданской войны 1979-1990г. пошел бум на танец: телепроекты о танце, чемпионаты, шоу!

Небольшая инфографика к теме.
Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку!

Подробнее

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку! Подробнее

Комментировать


*