Классификация и история восточной музыки

NsxqtAA_arMДавайте поговорим о классификации восточной музыки.

Как в любом государстве в арабских странах присутствуют разные слои общества и у каждого из них своя музыка.
«Ничего человеческое нам не чуждо», поэтому как и во многих других странах, молодежь арабских стран увлечена попсой.

Арабская попса характерна тем, что на ряду с классическими для попсы битами, в ней присутствуют восточные инструментальные мотивы, слышно восточные инструменты и часто даже звучат восточные ритмы. Именно ее выпускали в начале 2000-х на кассетах в сборниках «Танцевальные рай» и подобных. Особенно хороша она была для русского уха: с одной стороны восточный колорит, а с другой знакомые мотивы.

Взрослые и серьезные люди предпочитают «взрослую и серьезную» музыку. Однако, как в России, вкусы колеблются от Чайковского до Михайлова, так и в арабских странах они могут находиться в пределах от классики до шааби.
Классическая музыка имеет богатую историю, в ней соблюдаются каноны, характерные для восточной музыки, она достаточно академичная и живописна по звучанию. Песни в классике утонченные, тексты их максимально пристойны. Если брать тот же самый Египет, то с начала ХХ века история помнит гениальных композиторов и не менее гениальных певцов. Именно под эту музыку обычно выступают на конкурсах в категории «классика».
Самые старинные песни относятся к категории тараб. Я когда-то прочитала очень хорошее сравнение: «тараб — это как классический русский романс». Это все сказано. Один из самых ярких примеров — песни Ум Кольсум.
Oh63nPcNdVMКак известно, у медали две стороны, т.е. если есть музыка для высших слоев общества, то обязательно будет ее антипод — музыка низов, шааби. Ну тут для ее описания можно практически пойти от обратного: классика академичная — шааби неформально, классика обычно имеет богатое звучание — шааби не особо отличается сложными мотивами, тексты в классике поэтичны и аккуратны по содержанию — в текстах шааби может быть что угодно. Если быть точнее, то в них то, что волнует обычного жителя: от бытовых, сексуальных отношений до политического строя. И вот тут нужно быть очень осторожными нашим танцовщицам и хорошо понимать текст песни, под которую танцуешь, т.к. чего только там не бывает в текстах. Мне вспоминается шааби-песенка, в которой пелось о винограде и фруктах, казалось бы безобидный текст, и были танцовщицы, которые под нее танцевали, … только под фруктами подразумевались женские половые органы и т.д. Вот так вот надо быть осторожными с песнями шааби. Цензуры ноль, «глас народ» одним словом ;)
Это, конечно, относится к жителям городов, а как в наших деревнях и поселках любят калинку-малинку, так и в арабских странах каждый регион придерживается своей, традиционной музыки. И вот тут мы погружаемся в огромный океан фольклорной музыки, которая в различных местностях может быть настолько непохожа, что затруднительно бывает найти общие черты, за исключением, конечно, общих инструментов, хотя и тут у каждой местности свои предпочтения.
Вот мы и пробежались бегло по основным типа восточной музыки. Конечно, это далеко не подробный перечень, однако он сможет дать нам примерное представление о ее многообразии. А теперь давайте поговорим о истории возникновения всех этих стилей и подстилей.
gmQqFhC_aP8А теперь давайте разберемся как сформировалось такое разделение и в каких условиях родились эти стили.
Свое мнение об истории становления восточной музыки могу выразить в одной фразе: «Любая классика — это нечто прогрессивное, но через годы», однако это мое личное мнение и Вы можете быть с ним не согласны.
В арабских странах всегда присутствовала местная фольклорная музыка, что естественно. В каждом регионе она была своя, отражающая культуру и быт народа. Также дополнительного «соуса» добавляла культура кочевых народов, которые аккумулировали в своей музыке наиболее яркие черты национальной музыки стран, через которые шла их миграция. И в таком виде музыка существовала до ХХ века.
С началом ХХ века в арабские страны пришло европейское влияние. Если меняется общество, то меняется и культурная составляющая, которая его отражает, — музыка. И под европейским влиянием композиторы начинают сочинять произведения, в которых вплетены на тот момент актуальные новые веяния и существующая фольклорная музыкальная база. Именно эту музыку сейчас называют классической восточной музыкой. Дворовые же песни также меняются, т.к. быт и восприятие людей поменялись, поэтому два течения формируются параллельно: классика и шааби-музыка.
Что же мы наблюдаем сейчас: влияние продолжается и сейчас мы уже видим попсу с диско мотивами, ориентал-метал (разновидность фолк-металла). Очень может быть, что через десятилетия это может стать классикой и что-нибудь новенькое в очередной раз «изменит мир».

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку!

Подробнее

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку! Подробнее

Комментировать


*