Гавези

ghawaziГавези представляли собой группу египетских цыган, которая до 1934г. были очень популярны в Египте. Все женщины-гавези были танцовщицами, все мужчины-гавези были музыкантами. Они выступали на площадях, а также их приглашали в дома на праздники.
Учились гавези танцу, так сказать с рождения. Вообще рождение девочки было праздником в семье – это означало, что стабильный финансовый приток был обеспечен. Во время танца гавези собирали деньги и часто после окончания выступления танцовщица уходила с тем, кто предложил наибольшую цену. Отсюда пошло использование бубна в танце (именно в него собирались деньги). 
Первую половину жизни девушки танцевали и продавали свои услуги, а позднее выходили замуж за мужчин-гавези. Однако, за танцевальную жизнь девушки могли скопить не маленькое состояние, а некоторые даже покупали дома и имели рабов.
В 1834г. произошел запрет публичного выступления гавези в Каире и им пришлось из него уйти, т.к. часто единственным заработком являлся танец. Так продолжалось вплоть до строительства салат в Езбекийских садах, когда у танцовщицы появилась возможность законно танцевать хотя бы на этих площадках Каира. Салат было не так уж много, поэтому ни о каком возврате в город целой народности не было и речи, да и правила работы в сала не давали исполнять танец так, как они это делали традиционно, постепенно формируя из тех немногих гавези и авалим, что там выступали, танцовщицу восточного танца в нашем современном понимании.

11111
Стиль танца гавези был достаточно резким, с обилием трясок и ударов. В нем была открытая сексуальность, танцовщица полностью владела вниманием зрителя. Это была не робкая исполнительница беледи, а сильная, самоуверенная женщина. 
В основе танца гавези лежал специфический ритм — гавези. Ритм по звучанию достаточно похож на саиди. Если мы возьмем ритм саиди, добавим впереди 2 неакцентированных такта и паузу в конце, то в результате получим ритм гавези. 
Танцовщицы могли исполнять танцы много часов и, когда женщина уставала, то ее мог подменить мужчина, накинув пояс и продолжая играть при этом на музыкальном инструменте.
Костюм гавези в разные периоды отличался. Гавези кочевали и превносили в свой костюм элементы традиционной одежды стран, через которые они проходили.
Есть вариант костюма частично заимствованный из индийского, когда на танцовщице надета широкая юбка с шароварами.
Также есть вариант костюма, который представляет собой галабею, расшитую навеской, пайетками и иногда небольшими валанами.
В ХХ веке гавези часто носили юбку по колено, расшитую навеской и объемный головной убор.
Также сохранилось описание костюма : 
КУРС (KURS) – Золотое чашеобразное украшение, с бриллиантами и другими драгоценными камнями
ТАРБУШ (TARBOOSH) – Головной шерстяной или войлочный убор без полей в виде усеченного конуса
РАБТА (RABTAH) – Сложная прическа из перевитых прядей волос
ЙЕЛЕК (YELEK) – Длинный шелковый, хлопковый или муслиновый кафтан 
АНТЕРИ (ANTEREE) – Короткий кафтан или жилет, длиной слегка ниже талии
ШИНТИЙАН (SHINTIYАN) – Шаровары из шелка, хлопка или муслина
КАМИЗ (KAMEES) – Блуза с длинными рукавами из белого льна, шелка, муслина, хлопка или цветной, иногда черной, ткани
САФА (SAFA) – от 11 до 25 косичек. В каждую из косичек вплетено по 3 черных шелковых ленты с мелким орнаментом.
Описание гавези от Лэйн, Эдварда Уильям в книге «Нравы и обычаи современных египтян» (1825-1849гг.): 
«Египет издавна славился своими уличными танцовщицами, среди которых наиболее известные принадлежат к особому племени — гавази. Женщину из этого племени называют газийа, а мужчину — гази, но форма множественного числа — гавази — по традиции подразумевает именно женщин. Я уже писал, что некоторые путешественники ошибаются, принимая певиц-альма за простых танцовщиц, это неверно. Гавази танцуют, не закрывая лица, на улицах для развлечения любого зрителя, вплоть до самого низкого сброда. В их движениях нет изящества. В самом начале танца они еще соблюдают какие-то нормы приличия, но, чем дальше, тем сильнее возбуждают их взгляды зрителей, убыстряется стук медных кастаньет, нарастает возбуждение, движения становятся энергичнее — словом, их танец в точности отвечает описанию пляшущих женщин из Гадеса у Марциала и Ювенала. На улице гавази танцуют в одежде, какую обычно носят женщины среднего сословия у себя дома в гареме, т.е. в йяляке или антари и шинтиян — все из красивых тканей. Они надевают всевозможные украшения, подводят глаза кухлем, а ладони, кончики пальцев на руках и ногах и другие места подкрашивают хной, подобно египтянкам из высшего и среднего сословий. Танцовщиц обычно сопровождают музыканты из того же племени с камангой (или с рабабом) и таром либо с дарабуккой и зуммарой (или с замром). В тар бьет чаще всего какая-нибудь старуха.
Когда в гареме отмечается торжественное событие, например свадьба или рождение ребенка, гавази исполняют свои танцы во дворе или перед дверями дома. В гаремы добропорядочных жителей им доступ закрыт, зато их часто приглашают в дом какого-нибудь повесы для развлечения мужской компании. На таких пирушках танцы носят еще более сладострастный характер, нежели описанные мной выше. Некоторые гавази, танцуя перед мужчинами, надевают на себя только шинтиян и туб из полупрозрачной кисеи с глубоким вырезом чуть ли не до половины груди. Чтобы уничтожить в этих женщинах последние следы скромности и застенчивости, их грубо спаивают бренди и другими алкогольными напитками. Что творится потом на таких вечеринках, не поддается описанию.
Не стоит и говорить, что эти женщины — самые отверженные из куртизанок Египта. Есть среди них исключительные красавицы, а многие богато одеты. На мой взгляд, гавази — самые красивые женщины в Египте. У большинства из них носы с горбинкой, но в остальном они не отличаются от общего типа египтянок. Танцами гавази наслаждаются в равной мере и мужчины, и женщины, и дети, осуждают их только высокопоставленные и очень религиозные египтяне. 
Отличаясь незначительно от остального населения Египта, гавази все же вправе считать себя особой расой. Происхождение их не ясно. Сами они называют себя Барамика или Бармаки и похваляются тем, что ведут свой род от этой знаменитой семьи, члены которой одно время были приближенными, а затем жертвами своевластного Харун ар-Рашида — об этом рассказывается в нескольких сказках из «Тысячи и одной ночи». По остроумному замечанию одного моего друга, единственное, что роднит гавази с Барамика, — это вольность нравов, да и то превратно понятая. На древних гробницах Египта мы можем часто встретить изображения танцовщиц, под звуки музыки развлекающих избранное общество искусством, совсем как современные гавази. Танец на этих изображениях выглядит похотливее, чем у нынешних гавази: несколько обнаженных танцовщиц в присутствии мужчин и женщин высокого звания. Судя по именам царей, высеченным почти на всех древних пирамидах, мы можем с уверенностью утверждать, что профессиональные танцовщицы такого рода существовали здесь с незапамятных времен, еще до исхода евреев из Египта. Весьма вероятно, что традиция эта не прерывалась и, может быть, нынешние гавази — потомки танцовщиц, развлекавших древних фараонов. Сходство испанского фанданго с танцами гавази наводит на мысль, что фанданго могли завезти в Испанию арабские завоеватели, однако установлено, что гадитанки (жительницы города Гадеса, известного ныне как Кадис) славились исполнением фанданго еще во времена первых римских императоров. И все-таки древность сладострастной манеры танца не исключает восточного влияния: в Испании ее могли перенять хотя бы у финикийцев.
Гавази держатся обособленно и вступают в браки только с мужчинами из собственного племени. Случается, правда, что какая-нибудь из гавази приносит покаяние, и тогда она может выйти замуж за добропорядочного араба. Подобный брак не считается мезальянсом. Все гавази воспитаны для продажной профессии, но не все из них танцовщицы. Как правило, они выходят замуж, но не раньше, чем начнут свою карьеру куртизанок. Главная роль в семье гавази отводится женщине, мужчина исполняет обязанности слуги, сводника, а если жена танцовщица — то и аккомпаниатора. Небольшое число мужчин этого племени занимается ремеслами, в основном кузнечным или лудильным делом. Женщины-гавази не гнушаются ублажать самого низкорожденного крестьянина, если он способен заплатить хоть ничтожную сумму.
Хотя гавази носят одежды и украшения как у зажиточных египтянок и многие из них довольно богаты, по обычаям они напоминают цыган, которым некоторые приписывают египетское происхождение. В свою очередь, интересен тот факт, что египетские цыгане часто претендуют на происхождение из того же рода, что и гавази, только от его боковой ветви. Утверждению этому не следует придавать большого значения, ибо даже у самих цыган нет на этот счет единого мнения. Но об этом и вообще о цыганах у нас будет возможность подробнее поговорить в следующей главе. Гавази говорят на том же языке, что и все население Египта, но иногда, опасаясь посторонних, пересыпают свою речь непонятными словами. По вероисповеданию они мусульмане и часто сопровождают в Мекку караваны паломников. Большое число гавази встречается во всех крупных городах, где они обычно занимают значительную часть квартала, отведенного публичным женщинам. Жильем им служат низкие хибарки, временные навесы или палатки, ибо они часто кочуют из города в город. Некоторые из них предпочитают оседлый образ жизни: такие гавази селятся в больших домах, заводят себе черных рабынь-проституток и наживаются за счет доходов от их ремесла. Они также держат верблюдов, ослов, коров и прочий скот на продажу. Гавази присутствуют на всех религиозных и других народных празднествах, куда обычно привлекают множество посетителей. В таких местах они раскидывают целый палаточный лагерь. Нередко гавази сопровождают танцы пением, выступая как простые авалим. Гавази низшего класса одеваются вроде дешевых проституток. У некоторых костюм состоит из кисейного туба, надетого поверх рубашки, шинтиян и тархи из муслина или крепа. Все они носят массу украшений: бусы, ручные и ножные браслеты, цепочки из золотых монет вокруг головы и часто кольцо в носу; гавази обязательно красятся хной и кухлем. Существуют также другие куртизанки и танцовщицы, называющие себя гавази, хотя и не принадлежат к этому племени»

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку! Подробнее

Комментировать


*