Ченгиз

bDAs5hieCW0Ченгиз представляли собой танцевальную труппу женщин-танцоров. Они были популярны в Турции вплоть до первой половины ХХ века. Труппа ченгиз селилась обычно в одном доме и состояла из наставницы, помощницы наставницы, 12 танцовщиц. В этом же доме устраивались представления. Также их приглашали и на различные праздники, фестивали, в гаремы и на выступления в банях.
В гримерку ченгиз до выступления никто не имел права заходить. Если их приглашали в другие дома, то для них отводилась комната, в которую никто кроме танцовщиц не заходил. В одном источнике встречала упоминание, что это было вызвано тем, что перед выступлением они выпивали. Насколько это правда – не мне судить.
Само собой скопление прекрасных девушек в одном месте вызывало интерес у представителей мужского пола, однако это было только в одностороннем порядке. Обычно все ченгиз поддерживали любовную связь с наставницей или между собой и только редкие ченгиз поддерживали связь также и с мужчинами. Зато сохранились упоминания о том, что женщины-зрительницы выступления ченгиз передавали им записки о своих намерениях и могли рассчитывать на продолжение вечера, если сама ченгиз была не против. Вот как-то так.4O7TTwWSB1w

Шла вражда между ченгиз и кочек (танцорами-мужчинами) за часть сцены. Ченгиз и кочек по сути делили одну сцену, однако некоторые кочек оплачивались значительно щедрее ченгиз, что не могло не вызывать возмущение. Бывали случаи, когда между некоторыми ченгиз и кочек вражда доходила до убийства.
Когда ченгиз достигала зрелого возраста, она переставала практически танцевать и организовывала свои группы ченгиз. Некоторые ченгиз становились наложницами в богатых домах или уезжали в другие страны (Египет, Палестину и т.д.).
В начале ХХ века всеобщий экономический упадок повлиял и на труппы ченгиз – они больше не могли содержать такое количество танцовщиц. Труппы сокращались до 3-4 участниц, а потом и вовсе девушки-танцовщицы стали начинать сольные карьеры.

haflaКостюм ченгиз состоял из тюлевой юбки, бархатной юбки и широкой юбки из тафты. Поверх юбок надевался золотой пояс, а на ноги тапочки –филер, которые завязывали вокруг белых носков.
Выступление их состояло из нескольких частей. Первая часть – «медленный ритм»: представляла собой медленный обход всех гостей 4 раза. При этом танцовщицы играли в бубен.
Вторая часть представляла собой таней с сагатами. По описаниям, которые дошли до нас, эта часть по своей технике было очень похожа на современный танец живота.
Третья часть – «танец кролика». Танцовщицы переодевались в мужской костюм и продолжая играть на сагатах делали много прыжковых элементов, похожих на прыжки кролика. По мере развития и ускорения тампа музыки танцовщицы начинали переходить к парным элементам и заканчивали танец в парах.
Четвертая часть не была предназначена для танцев и представляла собой исполнение песен. В конце четвертой части часто показывались какие-либо сценки из жизни.

Интересное описание ченгиз от Ахмета Митхат Эфенди: «Одна из ченгис по имени Сюмбюль была одета в костюм из розового шелка. Наряд Арифы был из голубого шелка, Назли надела наряд из черного шелка, который, как она прекрасно знала, очень ей шел. На костюмах Сюмбюль и Арифы были симметрично нашиты маленькие блестящие кружочки, на костюме Назли они были разбросаны в произвольном порядке, и это выглядело действительно прекрасно.
Когда они начали танцевать, полностью в такт с музыкой, не быстрой и пронзительной, но и не лишенной мягкой гармонии, все зрители не могли оторвать взгляд от артистичных движений этих трех женщин. Когда они приближались к мужчинам, которым они хотели понравиться, их плечи, руки, кисти и грудь начинали дрожать (как и другие части их тел) так, как будто они были привязаны к месту нитями. В это же время волосы, которые спускались ниже пояса, не могли быть укрощены из-за движения тел. Закрывая волосами свои лица от взглядов своих возлюбленных, мечтающих о них, они держали их своими маленькими пальчиками, которые едва могли удержать сагаты, и перекидывали их за плечи с таким очаровательным и притворным гневом, что от этого сердца влюбленных трепетали больше, чем от всего остального.
Ченгис исполняли эти особые движения перед своими поклонниками лишь несколько мгновений, не дольше. Потом, как только они понимали, что разгоряченный возлюбленный готов их обнять, эти кокетки в мерцающих нарядах поворачивались вокруг своей оси как вращающиеся сферы и немедленно убегали. После некоторого отсутствия, они с очень вежливой, но немного непристойной улыбкой выходили и аплодировали своим бедным влюбленным.
Но нужны были и другие хитрости, чтобы удержать возлюбленного в состоянии между грустью и надеждой. И это и было мастерством ченгис. Этих трех женщин, несомненно, трудно превзойти в этом. После того, как она выполнила все мельчайшие детали этого ремесла, она почти закрыла лицо ладонью правой руки, как будто ей было стыдно за ее недавнее бессердечие (сагаты оставались у нее на пальцах), а затем, открывая лицо, смотрела на своего возлюбленного. Двигая правой рукой по направлению к животу и покачиваясь, она послала воздушный поцелуй своему поклоннику. Бедный возлюбленный простил ей ее притворное нерасположение и капризы и делал это постоянно, даже если они не претендовали на это.
Затем гости попросили танцевать одну Сюмбюль.
Зазвучала ее музыка, она сняла свои старые сагаты и одела специальные. Сюмбюль стала танцевать под быструю музыку. Она начала вращаться в такой манере, про которую говорят: „Те, кто хочет увидеть, как летает человек, должен посмотреть на Сюмбюль“, потому что высказывание „это то, что называется танцем“ не достаточно.
В ее танце тряски животом выглядели бы дешево и уродливо, и если бы она снизошла до того, чтобы показывать это, то не было бы ни одного человека, который бы ее похвалил. Ее маленькие ножки, которые белое, до колен платье не могло скрыть, касались пола исключительно носками. Но, как только она быстро меняла позиции, ее ножки не касались пола, и, казалось, что она танцует в воздухе. Вам не следует думать после нашего описания, что взволнованное трепетание охватило ее тело выше пояса, и что ее выступление не было приятным зрелищем.
Тело Сюмбюль как бы состояло из верхней части и отдельно нижней, которые, возможно, были связаны животом. Может ли такое быть возможным? Хотя она и касалась земли носочками своих ног со скоростью несколько тысяч раз в секунду, но выглядело это так, как будто она этого не делала, и каждое движение ее „верхнего“ тела сводила всех с ума. Одна ее нога была центром круга, в то время как другая продолжала чертить окружность в медленном повороте. Это артистичное шоу, которое вряд ли сможет описать даже самая талантливая рука, ошеломило всех присутствующих в комнате».
Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку!

Подробнее

Понравилась статья? Подпишись на нашу новостную страничку! Подробнее

Комментировать


*